Урок 17. Продовження вивчення граматичних часів Present Simple і Present Continuous
0:33 Здравствуйте, мы с вами на очередном уроке. Сделаем так, сейчас мы повторим вкратце, что было на последнем уроке. Мы с вами на последнем уроке узнали, что у английских глаголов 12 времен. Нарисовали вот такую таблицу. Мы сказали, что у английских глаголов есть четыре группы времен. Группа Simple, группа Continuous, группа Perfect и Perfect Continuous. И у каждой из этих групп есть Present (настоящее), Past (прошедшее) и Future (будущее).
1:28 И на прошлом уроке мы с вами рассмотрели два времени. Не выучили, просто чуть-чуть дотронулись до двух времен. Это время Simple и время Continuous. Ну а теперь давайте я сейчас напишу два предложения по-русски, и мы вместе будем их переводить. Давайте возьмем глагол писать. Как по-английски писать?
2:17 to write
2:20 to write [raɪt] – писать. Вот так это слово пишется, в этом слове 5 букв, но 4 звука. Первая буква w не читается. Хочу спросить, почему я написал to write, а не просто write?
2:50 потому, что «что делать»
2:51 потому, что если английский глагол отвечает на вопрос «что делать?», то ставиться частица to. Такая форма глагола называется «Infinitive». То есть, неопределенная форма.
3:10 Итак, пишу два предложения. «Мы пишем диктанты каждый понедельник». Вот первое предложение. «Мы пишем диктант (сейчас)». Второе. Сейчас мы вместе будем переводить эти предложения. Будьте внимательны! Скажите, в каком из этих предложений, в первом или во втором, глагол выражает повторяющееся действие?
4:18 в первом
4:22 конечно в первом
4:23 потому, что это повторяющееся действие
4:23 потому, что тут сказано «каждый понедельник», да? А значит, в какое время надо поставить английский глагол?
4:34 Present Simple
4:35 Все согласны? В Present Simple, которое в английском языке выражает действие, которое происходит регулярно. Итак, готовы мне диктовать? Начинаем. Первое слово?
4:53 we
4:54 Второе?
4:55 write
4:56 We write. Мы в прошлый раз писали, как спрягаются глаголы. Скажите, как по-английски диктант?
5:05 dictation
5:07 Я спрашиваю, как по-английски диктант?
5:10 to dictation
5:11 a dictation
5:12 а dictation. А диктанты?
5:14 dictations
5:16 We write dictations. Теперь скажите «каждый понедельник».
5:25 every Monday
5:26 every Monday, okay. Хорошо. Переводим второе предложение. Действие происходит сейчас. Какое время нам понадобится?
5:46 Continuous
5:47 Present Continuous. Окей. We… Второе слово?
5:56 writing
5:57 no, no. Давайте вспомним, как образуется Present Continuous. С помощью вспомогательного глагола to be. А после we глагол to be какую форму принимает, is или are?
6:12 are
6:13 Вспомнили? Итак, we are…а вот теперь уже
6:20 writing
6:21 We are writing. Помните? На прошлом урок это было, сейчас это все будем повторять. We are writing a dictation. Вот я подчеркиваю are writing, еще раз, какое это время?
6:46 Continuous
6:54 Это Present Continuous. Скажите, почему во втором предложении употребили Present Continuous?
7:02 потому, что это сейчас происходит
7:04 Действие происходит сейчас. Ну хотя надо сказать, что в английском языке Present Continuous употребляется не только тогда, когда действие происходит сейчас. Но об этом будем говорить позже.
7:18 Ну, а теперь давайте сделаем нахождение ошибок. Смотрите, я написал такое предложение: «Мэри всегда готовит завтрак в восемь часов». Я сам переведу это предложение. Возможно, я переведу с ошибками, возможно нет. Вы спокойно вместе все обсуждаете и пишите сколько ошибок.
7:56 Ну, в восемь часов, если мы говорим о времени…
8:01 at
8:02 Yes. Надо просто запомнить предлог.
Mary always is cook breakfast at eight o‘clock.
И так, пожалуйста. Вместе, спокойно все обсуждаете и принимаете решение. Сколько, по-вашему, нужно сделать исправлений, чтобы английское предложение точно соответствовало русскому? Напишите цифру.
8:42 Первое, о чем вы должны думать, это какое время глагола должно использоваться в английском предложении.
Подскажу таким образом:
Мэри всегда готовит завтрак в восемь часов
Mary always is cook breakfast at eight o‘clock
9:34 Цифры не сходятся. Есть два варианта, кто-то ошибается. Давайте проверим. Скажите, кто считает, что в моем переводе нет ни одной ошибки? Никто. А кто считает, что здесь одна ошибка? Ага, понятно. А кто считает, что две ошибки?
9:58 мы нашли три
10.00 То есть, три варианта, а должен быть один. Может, я чего-то не вижу? Ну, давайте сейчас разбираться. Тут две ошибки.
10:22 Будьте внимательны. Начнем. Алла, какая первая ошибка?
10:33 is лишнее
10:35 А почему is лишнее? Вообще, какое тут должно быть время глагола? Можешь назвать?
10:41 Present Simple
10:42 Конечно Present Simple. А значит, конечно же, is лишнее. Это первое. Вторая?
10:50 cooks
10:51 То есть, нужно что добвить?
10:53 -s
10:54 Букву –s. Это вы сейчас уже поняли? Вот, две ошибки. Алла, где третья, по-твоему?
11:05 ну, еще а нужно
11:06 Нет, перед словами breakfast, dinner, lunch, supper не ставится артикль. Ну, теперь будете знать.
11:27 А теперь, очень важно, можете это не делать вообще, но просто посмотрите и послушайте. Мы с вами на прошлом уроке уже подобное делали. Вы написали в тетрадях, как спрягаются глаголы в Present Simple и в Present Continuous. Мы это делали с помощью глагола to read. А давайте это сделаем, например, с помощью глагола играть.
12:04 to play
12:05 Итак, один и тот же глагол to play мы проспрягаем сначала в Present Simple, а потом и в Present Continuous. Как вы скажете «я играю каждый день»?
12:20 I play
12:21 I play. «Каждый день» мы не пишем. Ты играешь?
12:27 he plays
12:29 Стоп. Ты играешь. You…
12:31 You play
12:34 You play. Никаких окончаний нет после You. А вот, он играет?
12:43 he plays
12:45 he plays. То есть, вот так себя ведут все английские глаголы, ну почти. Она играет?
12:50 she plays
12:52 окей. Мы играем?
12:55 we play
13:00 Ну, ты и вы одно и то же. Поэтому, они играют?
13:03 they play
13:08 А теперь переходим к Present Continuous. Я играю? I…
13:17 I playing
13:18 no. Не забывайте о вспомогательном глаголе to be, который после I принимает форму am. I am playing. Ты играешь?
13:37 you playing
13:38 стоп
13:41 you are
13:42 ну конечно, не забывайте о вспомогательном глаголе. Чувствую, буду не раз вам напоминать. You are playing. А вот как сказать «он играет?»
13:53 he is playing
13:56 не забывай о вспомогательном глаголе. He / she is playing. Мы играем? We…
14:12 we are
14:13 we are playing. Совершенно верно. Они играют?
14:19 they are playing
14:20 Совершенно верно. А теперь внимание! Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. В Present Simple есть вспомогательный глагол для того, чтобы построить предложение?
14:45 нет
14:46 его нет. Вспомогательный глагол есть в Present Continuous. Хотя в Present Simple он тоже появится, когда мы будем говорить о вопросах и отрицаниях, но пока его нет. Итак, вот так себя ведут все английские глаголы в Present Simple, за исключением двух глаголов.
15:24 Два английских глагола в Present Simple спрягаются не так как остальные. Это глагол to have
15:35 иметь
15:37 совершенно верно, to have – иметь. Внимание! Подчеркиваю, два английских глагола to have и to be спрягаются в Present Simple не так, как остальные. Как вы скажете «я имею» (у меня есть)?
15:57 I have
15:58 конечно. Ну, у тебя есть – you have. А вот, у него есть? He…
16:08 he have
16:09 he has
16:11 he has. То есть смотрите, в чем разница. Все остальные глаголы просто добавляют букву –s, а глагол to have тоже заканчивается на –s, но при этом он все-таки меняется. Мы же не говорим «he haves», хотя у меня есть мальчик, который регулярно так говорит. Он так хочет, чтобы глагол вел себя как остальные, но так нельзя. У нее есть?
16:44 her
16:45 кто сказал her?
16:47 she have
16:50 Алла, после he и she…
16:52 ставится –s
16:53 конечно. То есть, форма has. У нас есть – we…
17:02 we have
17:03 Мы это знаем. We have и they have. Я просто хочу подчеркнуть, что have, has – это форма глагола to have в Present Simple. И давайте напишем еще один глагол, который в Present Simple спрягается не так, как остальные. Это глагол to be. Как он переводится?
17:27 быть
17:30 совершенно верно. Итак, I…
17:38 I am
17:39 Вот смотрите, в Present Simple глагол to be (am) – это самостоятельный глагол. А вот в Present Continuous глагол to be, который ведет себя точно так же, уже является вспомогательным глаголом. You…
18:02 You are
18:03 You are. Вот и все. He, she…
18:06 is
18:08 совершенно верно. We, they…
18:13 are
18:14 совершенно верно. Ну, мы не раз еще будем об этом говорить, и я вам будем напоминать об этих двух глаголах.
18:39 А теперь давайте проведем быстрое чтение. И, надеюсь, в конце урока у нас будет время чуть-чуть попереводить. А пока быстрое чтение. Готовы?
18:50 да
18:51 быть готовым в этом случае значит закрыть глаза. Окей? Напоминаю, не читайте, проведите взглядом и потом разберетесь.
Mary plays every day
19:28 Мэри играет каждый день
19:31 Все успели? Продолжим. Давайте так, это уже не интересно. Я буду писать все время с ошибкой. Давайте попробуем. Сначала вы переводите, а потом скажете, есть ли ошибка.
He are reading
20:13 is надо
20:14 стоп, стоп. Давайте, как договорились, сначала перевод.
20:16 он читает
20:20 А время?
20:21 Continuous
20:22 естественно.
20:24 потому, что он сейчас читает
20:25 потому, что действие происходит сейчас. Хорошо. Давайте еще один раз. Смотрите, тут будет слово a yard [jɑːd]. Как переводится слово?
20:49 сад
20:50 почти
20:51 двор
20:54 ну, двор тоже может быть как сад. Итак, внимание! Еще раз напоминаю, перевод, а потом ошибка, если она есть.
I plays in the yard
21:10 я играю во дворе
21:11 Ошибка? Не заметили?
21:15 нет
21:21 s не надо было ставить
21:22 не надо что?
21:23 –s
21:24 Смотрите, как я написал.
I plays in the yard
Конечно, тяжело сразу увидеть, но это очень полезно. Что тут лишнее?
21:37 s не надо
21:38 какое это время?
21:40 Simple
21:41 Present Simple. Ну, мне не хватило просто места дописать там every day, every evening или каждое воскресенье. Хорошо. Ну а теперь, нам очень важно повторить одну тему. Время почти нет, но давайте я напишу несколько предложений. Я напишу предложения по-английски, а вы его переведите на русский. Вот и все. Но очень важно чтобы вы нашли правильный вариант перевода.
22:29 Итак, я прочитаю, а вы переведите. There are many trees in our yard.
22:35 мы имеем деревья в саду
22:37 в саду много деревьев
22:39 это ближе
22:40 во дворе много деревьев
22:42 у них есть много деревьев
22:44 у них во дворе
22:47 у них маленькие деревья
22:49 стоп, спокойно.
22:51 у них во дворе маленькие деревья
22:51 так, тише.
22:56 они являются много…
22:57 А где тут слово они?
23:00 there
23:01 это оборот there is / there are. Маленькая подсказка. Как переводиться слово «our»?
23:07 их
23:09 наш
23:10 у нас во дворе много деревьев
23:15 вот. Я вам напомню, предложения с оборотом there is / there are надо переводить, начиная с конца предложения. В нашем дворе много…чего?
23:26 деревьев
23:28 вот и все. Ну, мы еще будем повторять такие предложения обязательно. Все, урок окончен. Встречаемся на следующем.